НПО Энерго-транссоник

Энерго-Транссоник

г. Москва,
Красноказарменная ул., дом. 17, МЭИ

+7 (495) 362-73-73,
+7 (495) 362-79-95

ВМТ и ВДТ: водо-мазутное и водо-дизельное топливо

   image102  В резервуар хранения мазута попали атмосферные осадки? Оператор котельной ошибся и сброс грязного конденсата резко увеличил обводнённость мазута? Привезли мазут низкого качества, повышенной вязкости и с высоким содержанием парафинов? Есть дедовские запасы некондиционного мазута с давно просроченным сроком хранения? Решить эти проблемы и подготовить мазут к сжиганию можно с помощью гидродинамической кавитационной обработки (ГДКО).

Вскипание содержащейся в мазуте воды в процессе ГДКО приводит к равномерному распределению её по объёму в виде очень мелких капель (средний диаметр – 5-10 мкм). В результате получается устойчивая эмульсия обратного типа, в которой мазут является дисперсионной средой, а вода – дисперсной фазой. В процессе кавитации разрушаются ассоциаты высокомолекулярных соединений, что приводит к улучшению однородности мазута и временному снижению его вязкости. В результате правильно проведённой ГДКО получается топливо нового качества – водо-мазутное топливо (ВМТ). Благодаря особенностям своей микроструктуры ВМТ распыливается значительно лучше, чем чистый мазут (в частности, благодаря микровзрывам глобул воды при попадании в зону горения факела). Мелкодисперсное распыливание обеспечивает хорошее перемешивание с окислителем и полное выгорание капель мазута в пределах факела, со значительным снижением коксообразования и практически полным исчезновением сажистых выбросов. Кондиционное мелкодисперсное ВМТ сгорает в топке котла почти так же эффективно, как газ. Получаемое в процессе ГДКО водо-мазутное топливо отличается высокой эмульсионной стабильностью (как агрегативной, так и кинетической), не теряет своих свойств при длительном хранении (более года), и устойчиво к многочисленным циклам замораживания - размораживания. Оптимальное качество ВМТ обеспечивается при 10-15% влагосодержания, но если воды в мазуте даже более 40%, то и в этом случае ВМТ стабильно горит в стандартных горелочных устройствах. При переходе на сжигание ВМТ нет необходимости менять форсунки и гидравлические режимы мазутоподготовки, зато возникает возможность повысить эффективность котлов, снижая избыток воздуха, поскольку ВМТ успешно сжигается при существенно меньших α. В частности, на котлах ДКВР удаётся перейти от типичного α=1,4 к α=1,15.

Как показывает опыт эксплуатации, при переходе на сжигание ВМТ отложения, образуемые продуктами неполного сгорания топлива на поверхностях нагрева и стенках котлов, уменьшаются, становятся более рыхлыми и легче очищаются. Необходимо отметить и другие достоинства ВМТ:

  • Экономия топлива на 2-6% за счёт полноты сгорания топлива и усиления лучистого теплообмена в топке (температура наружной поверхности факела возрастает). Практически отмеченная на отдельных объектах среднегодовая экономия доходит до 15-20%.
  • Экономия электроэнергии - уменьшение нагрузок на тяго-дутьевые машины за счёт снижения необходимого избытка воздуха.
  • Улучшение эксплуатационных характеристик котельного оборудования и продление срока его службы.
  • Снижение выбросов оксидов азота, бенз(а)пирена и других вредных веществ.
  • Исключение аварийных ситуаций, связанных с попаданием воды в форсунку котла с последующим срывом факела.
  • Утилизация стоков и сливов, содержащих нефтепродукты, реализация бессточного мазутного хозяйства.

Предлагаем надёжное, проверенное многолетней эксплуатацией оборудование для гидродинамической кавитационной обработки мазута: трансзвуковой диспергатор мазута АФТ-ГДКО, кавитационно-эмульгирующий модуль КЭМ, предфорсуночный подогреватель мазута ДКМ, а также подогреватели мазута АФТ-МПМ, обеспечивающие быструю и экономную разгрузку цистерн с образованием водомазутной эмульсии уже на стадии приёмки мазута. Максимум экономии и энергосбережения достигается с использованием новой разработки для получения водо-мазутного топлива - специализированных трансзвуковых диспергаторов АФТ-ГДКО. Перечисленное оборудование и технологии с успехом могут быть применены для сжигания тяжёлого газойля на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Что касается дизельного топлива, то, как показали опытно-промышленные испытания, гидродинамическая кавитационная топливоподготовка на дизельных отопительных котлах позволяет экономить до 25% дизельного топлива и значительно снижает сажеобразование. В целом ВДТ (водо-дизельное топливо), в отличие от ВМТ, нестабильно, поэтому готовить его необходимо непосредственно перед сжиганием. Освоенные нами методы стабилизации ВДТ позволяют с помощью незначительных добавок химических эмульгаторов стабилизировать ВДТ на срок до нескольких суток, что даёт возможность повысить надёжность его использования для дизельных двигателей и дизель-электро-генераторов.

Обратно в раздел "Инновационные проекты"